Под сервисным обслуживанием понимается комплекс работ (услуг), выполненных специализированной организацией и направленных на поддержание оборудования в рабочем состоянии при сохранении его технических параметров, как в течение гарантийного срока, так и в течение всего срока эксплуатации.
Рациональная организация сервисного обслуживания (услуги) должна обеспечивать:
минимальные затраты клиента на пользование услугой;
минимально возможные сроки оказания услуги;
высокое качество оказываемой услуги.
Учитывая специфику работы кинотеатров (возраст оборудования, наличие механических и электронных компонентов оборудования, квалификацию обслуживающего персонала и пр.) необходимо чтобы:
1.Сервисное обслуживание осуществлялось в течение межремонтного периода (нормативный срок работы оборудования между капитальными ремонтами). В кинопрокате до сих пор действует инструкция №1264 от 1994 г., где объемы и сроки работ определяются в соответствии с техническим регламентом на аппаратуру, произведенную в СССР.
2.Сервисное подразделение должно нести ответственность за фактическое соответствие технико-экономических показателей работы оборудования (обеспечивать требуемое качество кинопоказа в соответствии с ОСТ 19-238).
3.Стоимость сервисного обслуживания кинотехнологического оборудования определяется исходя из планируемых объемов работ, а оплата выполненной работы - исходя из фактического времени затраченного на ремонт оборудования (при условии выполнения п.1 и п.2).
Сервисное подразделение должно сформироваться с учетом:
Специализации – сервисный ремонт должен производится по специальным технологиям ремонта: механики, электрики, звукотехники, электроники и т.д.
Комплексности – сервис должен охватывать все функциональные части кинотехнологического оборудования и все виды работ, которые необходимо для поддержания работоспособности (кинопроекторов, процессоров, усилителей, монтажных столов, плоттеров и т.д.).
Существующие схемы сервисного обслуживания и ремонта кинотехнического и звуковоспроизводящего оборудования можно разделить на 3 группы:
Группа 1. Обслуживание и все виды ремонта техники осуществляются собственными силами.
Для этого в штате фирмы необходимо отдельное структурное подразделение, укомплектованное штатом высококвалифицированными сотрудниками разных специальностей и хорошо организованное складское хозяйство. Для большинства компаний расходы на его содержание просто нерациональны и невозможны по причине их величины. Тем не менее, в больших сетях, таких как («Формула Кино», «Каро-фильм») имеющих на балансе более 50 экранов, такие подразделения имеют место быть.
Группа 2. Организация разовых сервисных работ подрядными организациями, специализирующихся на монтаже кинотехнического оборудования.
Такие фирмы должны иметь постоянный штат квалифицированных специалистов, ремонтную базу. Этот вид услуга по «факту» неисправности предлагает, например «Нева». К очевидным недостаткам этой группы является необходимость содержания отдельного штата квалифицированных специалистов и ремонтную базу для такого рода работ. Кроме того, отсутствие системного подхода и ИП (информационной поддержки) затрудняет выполнение выше перечисленных требований к сервисной службе.
Кроме того, подрядные фирмы, имеют проблемы с поставками аутентичных запчастей. Появляется возможность сэкономить, вызвав специалиста «по факту» возникшей неисправности, но при этом существенно возрастает стоимость ремонта, особенно в случае сложной поломки.
Группа 3. Фирменное сервисное обслуживание (гарантийное и послегарантийное). Отношение со специализированными сервисными организациями, аккредитованными производителями завязываются уже при покупке нового оборудования в рамках гарантийного обслуживания.
Фирменный стиль - в нем наиболее четко выражены преимущества ИП технологии (начиная от момента изготовления аппаратуры до поставки на место работы), а также возможность оперативной работы с фирмой-производителем, при поставке аутентичных запчастей, а также высокая квалификация персонала именно в области эксплуатции данного вида оборудования. Такой вид сервиса, как правило, имеет возможность через интернет проводить интерактивную консультацию, через головной офис сервисной службы, что позволяет существенно уменьшить количество планово-предупредительных ремонтов и повысит их качество. Такой вид сервисного обслуживания предлагает «Кинопроизводственная мастерская» (КПМ).
Наиболее важным, с нашей точки зрения, требованием к кинотехнологическому оборудованию является его надежность, ремонтопригодность, стойкость к изменению условий эксплуатации (температура, влажность, перепад напряжения и прочее). Поэтому сервис должен включать в себя систему управления надежностью оборудования, т.е. сервисная служба должна обладать сведениями о текущей надежности агрегатов и узлов (отказы, ремонты, влияние техобслуживания и качество кинопоказа). В РФ в настоящее время действует ГОСТ 27 301.-95 «Анализ видов последствий и критичность отказов (АВПКО)», позволяющий стандартизировать подходы к этой проблеме (АВПКО - комплекс процедур, направленных на выяснение вероятных последствий отказов, диагностики с привлечением специальных методов анализа действия персонала киномехаников, инженеров по оборудованию и ряд других формализованных операций). Для реализации вышеназванного подхода к системе оценке состояния аппаратуры кинотеатра, по нашему мнению, необходимо создание единой контролируемой сети кинотеатров на базе ОСТ 19-238, 241. Ведение компьютерного журнала позволяет производить быстрый и объективный анализ ситуации и принимать оперативные и действенные меры по мере возникновения критических ситуаций (отказы, поломки и пр.).
Ремонт аппаратуры (техническое обслуживание) в большинстве кинотеатров происходит в настоящее время по фактическому состоянию, т.е. по («факту»). Планово-предупредительный ремонт (ППР), как правило, входит в технический регламент. Хотя принцип плановости и предполагает профилактическую направленность, но остановка и последующий ремонт оборудования приводит к существенным экономическим потерям. Остановка - отмена сеанса - возврат билетов - возврат денежных средств - вот последовательность такого вида действий (при 60% загрузке зала на 250 человек и стоимости билетов 150 рублей, отмена сеанса приводит только к потерям из-за возврата билетов на сумму 22,5 тыс. рублей, а если принять во внимание неучтенные потери из-за не продажи комплекса услуг в фойе. В целом по компании (например, компания располагает сетью из 10 кинотеатров), то суммарные потери могут приближаться к 500 тысяч рублей.
Однако в некоторых ситуациях выгоднее проводить не ППР, а проводить ТО при выполнении работ «по факту». Это обусловлено, в первую очередь тем,что плановый ремонт (разборка механизмов и узлов с последующей заменой деталей) снижает надежность кинооборудования. При ТО «по факту» происходит существенная экономия средств из-за сокращения количества простоев, при этом важно отметить, что качество обслуживания не страдает.
В заключении необходимо отметить следующее:
1.Наиболее целесообразно с точки зрения экономики, особенно в настоящее время, создание самостоятельных сервисных центров (СЦ) выполняющих ТО кинотехнологического звуковоспроизводящего оборудования.
2.Создание СЦ наиболее правильно проводить на базе существующих организаций (фирм) обладающих опытом ремонтных и монтажных работ и имеющих тесные связи с фирмами производителями кинотехнологического и звуковоспроизводящего оборудования, например, (Кинотон, Кристи, Чиномеханика, Долби и др.)
3.Появление новых видов кинотехнологического оборудования, позволяющего использовать цифровые технологии, требует помимо разработки новых нормативных документов (что является прямой обязанностью НИКФИ), создания новых средств и методов их технического обслуживания, что особенно важно для систем реализующих формат 3Д.