Государственное регулирование на российском рынке лекарственных средств направлено на контроль за ценами, а не на развитие отечественного производства.
Скачок цен на лекарства, который мы наблюдаем в период экономического кризиса, был легко предсказуем, так как российские производители лекарственных средств постепенно сдавали свои позиции зарубежным компаниям в течение последних 15 лет. А государство стояло в стороне, заботясь в первую очередь о том, чтобы насытить рынок товарами в оперативном режиме. Не удивительно, что импортозависимый фармацевтический рынок России отреагировал на кризис ощутимым скачком цен.
Статистика свидетельствует, что оборот российского рынка лекарственных средств в значительной степени обеспечивается импортной продукцией: соотношение производства и импорта медикаментов (в стоимостном выражении за 2007 г.) составило 31% к 69%. В 2008 году объем импорта медикаментов в РФ составил 112,63 тыс. тонн на общую сумму $7,57 млрд. По сравнению с предыдущим годом эти показатели увеличились на 10% и 38% соответственно.
Хотя в России по данным исследования, проведенного агентством Symbol–Marketing (подразделение Symbol Communication Group), более 400 организаций имеют лицензии на производство лекарств, однако только 20 компаний занимают твердые позиции на рынке (их совокупная доля составляет около 55% отечественного производства). При этом динамика внутреннего производства лекарств обнаруживает скачкообразную тенденцию развития, а пик прироста приходится на 2003 и 2005 годы.
Следует заметить, что в структуре заболеваний российского населения преобладают болезни органов дыхания (40,4%), травмы и отравления (12,3%). Что же касается причин смертности россиян, то в печальном списке лидируют болезни системы кровообращения (834 человека на 100 000 умерших). Но несмотря на это мы наблюдаем сокращение производства сердечно-сосудистых лекарственных средств с 400,56 млн шт. упаковок в 2000 г. до 356,66 млн шт. в 2007 г., с 364,23 до 327,34 млн ампул соответственно.
Безусловно, фармацевтический рынок – это сфера постоянного государственного регулирования, так как он базируется на первичных потребностях населения. Существуют различные рычаги государственного регулирования экономики, однако приходится констатировать, что власти используют неэкономические репрессивные рычаги воздействия, направленные на решение оперативных вопросов (в том числе контроль за ценами в цепочке дистрибуции товара, лишение отечественных производителей лицензий в случае несоответствия стандартам GMP). Видимо, лобби зарубежных компаний сильнее отечественных фармацевтов и интересов страны.
Агентство Symbol–Marketing (подразделение Symbol Communication Group)
Телефон: (495) 221-3202
Факс: (495) 221-3202
E-mail: marketing@symbolgroup.ru
www.symbol-marketing.ru
www.symbolgroup.ru