Сегодня понедельник, 06.04.2020: публикаций: 10443
Новости. Опубликовано 08.04.2015 14:22  Просмотров всего: 3105; сегодня: 1.

Выступление Никитина А.С. на на заседании «Меркурий-клуба» на тему: «Проблемы и пути обеспечения экономической и финансовой стабильности России» 02 апреля 2015 г

Выступление Никитина А.С. на на заседании «Меркурий-клуба» на тему: «Проблемы и пути обеспечения экономической и финансовой стабильности России» 02 апреля 2015 г

Уважаемые коллеги, говоря о совершенствовании механизма государственного регулирования, я хотел бы разделить этот вопрос на две части и в первую очередь сказать о госрегулировании приоритетных проектов стратегического развития. Но прежде чем начать, я бы хотел сказать о четырех примерах, скажем так, последнего времени.

Первый пример на слайде. Последние 3 с половиной года работы в Агентстве стратегических инициатив я пытаюсь понять, как деньги, потраченные на институты развития, к каким результатам они привели, и честно говоря, пока понять-то не могу. И я пытаюсь понять, насколько то, что мы вложили в приоритетные какие-то проекты, то, что мы вложили в те темы, которые мы считаем приоритетными, как это повлияло на рост нашей экономики, какие новые предприятия, новые отрасли у нас появились.

Второй пример, о котором я хотел бы сказать, он, может быть, более частный. Построили в Казани большой IT-парк, на этот IT-парк потратили государственные деньги. Этот IT-парк может всех айтишников Поволжья в себя вместить. Почему-то рядом на те же самые федеральные государственные деньги строится IT-парк в соседнем регионе. Ну, нет столько айтишников у нас. Как такие решения принимаются, каким образом, я не понимаю.

Третий пример – когда у нас в ноябре прошлого года или в октябре на всю страну под телекамеры руководство Министерства по развитию Дальнего Востока вело дискуссию с руководством «РЖД» на тему того, сколько перевозится у нас грузов по Транссибу. Извините, у нас что, никто не знает, какая цифра перевозится грузов по Транссибу? Ну, согласитесь, это, мягко скажем, странно.

Наконец, четвертый пример, когда в одном регионе строят завод на государственные деньги, и потом выясняется, что у нас никто не готовит кадры в этом регионе для этой отрасли, и нам нужно потратить 7 или 8 лет для того, чтобы начать подготовку кадров для этого завода. И сейчас нам нужно их перевозить с другого региона, нам нужно их где-то там локализовывать, покупать им квартиры и так далее.

Мне кажется, что простая задача связи трех плоскостей – образования, компетенций, которые есть в регионах, самих территорий с их ресурсами и возможностями и, наконец, промышленной отраслевой политики – сегодня не решается, об этом Борис Юрьевич тоже говорил. Мы можем посмотреть на пример наших китайских товарищей, Государственного комитета по развитию и реформам, мы можем говорить о предложении «Деловой России» о создании администрации промышленного развития, но я бы хотел поддержать Андрея Николаевича Клепача в том, что надо тратить больше денег, я с этим абсолютно согласен, но прежде, чем их тратить, давайте научимся ими управлять. Сегодня я боюсь, что если мы начнем тратить больше денег, мы получим ровно ту ситуацию, которую мы получили с бюджетами институтов развития. Давайте создадим какую-то точку, которая будет собирать наши территории, наши отрасли и наши кадры, наши компетенции, тогда, наверное, будет не страшно. Я абсолютно согласен с тем, что надо не бояться в этом случае тратить средства, в том числе и Фонда национального благосостояния.

Говоря о малом и среднем бизнесе, я бы хотел в первую очередь сказать о термине. Давайте наконец забудем про термин «поддержка малого бизнеса». Поддерживать можно людей-пенсионеров, инвалидов, еще кого-то – малый бизнес можно только развивать. Если мы говорим «поддержка малого бизнеса», мы формируем не малый бизнес, а профессиональных потребителей бюджетных средств и профессиональных потребителей ресурсов институтов поддержки. Вот, наверное, это не есть наша цель.

Здесь есть четыре очень простых задачи, которые мы, к сожалению, пока с разным успехом начинаем решать.

В первую очередь, давайте мы посмотрим не на госрегулирование, а на муниципальный уровень. Давайте мы посмотрим на то, насколько этот малый бизнес интересен нашим муниципальным чиновникам, и мы увидим, что он им не интересен практически никак. Можно сколько угодно проводить госсоветы, принимать какие-то программы на государственном уровне, но пока каждый муниципальный мэр не будет понимать и не будет заинтересован в том, чтобы малый бизнес у него развивался, никуда эти госпрограммы и никуда эти большие лозунги нас, к сожалению, не приведут, как мне кажется.

Второе – это, конечно, административные барьеры. Я рискну привести пример, который когда-то мне рассказали в «Деловой России», я его везде привожу. Вот в Америке на всю их экономику работает 3 миллиона бухгалтеров, в Российской Федерации 5 миллионов бухгалтеров при несопоставимом размере экономики. Это все те бумажки, которые эти люди профессионально заполняют для того, чтобы сдать в налоговую инспекцию. Если для крупной компании это, может быть, нечувствительные деньги, то для малого бизнеса необходимость содержать штат людей, которые ничего не создают, а только заполняют бумажки, это убийственно. Вот такие административные барьеры мы должны снимать, и как можно быстрее. И ничего в этом сложного нет, просто этим надо заниматься с утра до вечера, и все.

И, наконец, последнее, говоря о развитии. У нас существует огромное количество сегодня институтов развития, которые именно что поддерживают, а не развивают малый бизнес. Сейчас идет дискуссия, и в том числе эта дискуссия, я думаю, будет и на Государственном совете, о том, что нужно Единое окно, единый институт поддержки малого, среднего бизнеса. Может быть, где-то справедливо, и вполне возможно, что такой институт действительно стоит создавать, но только в одном случае – если мы перед этим проведем аудит этих программ и посмотрим, насколько эти программы направлены на поддержку, на развитие.

Что я имею в виду под словом «развитие»? Давайте посмотрим, а кто из национальных чемпионов у нас появился за последние 20 лет? Вот не достался нам в наследство от советской эпохи, а появился за последние годы. Что это у нас, торговая сеть «Магнит» национальным чемпионом стала? Кто, кроме торговли, смог вырасти с нуля за 20 лет и стать не просто российским производителем, а стать серьезным игроком на мировой арене? Можно пересчитать по пальцам, к сожалению, и, может быть, это только в IT-сфере происходит. Вот на это мы должны быть ориентированы. Поддерживая сегодня, развивая сегодня малый бизнес, мы должны понимать, что это не только ларьки с сигаретами, это те люди, которые когда должны стать национальными и мировыми чемпионами.

И здесь я хотел бы перейти к вопросу импортозамещения. Вот мне кажется, что есть очень большой риск, говоря об импортозамещении, получить неконкурентоспособную, некачественную продукцию. Я считаю, что, в первую очередь, доступ к импортозамещению должны получить те, кто способен продавать свою продукцию не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Можешь делать хорошие, эффективные, красивые, в конце концов, товары – иди, тебе должны быть открыты все дороги. Тебе должны быть открыты дороги в госкомпании, тебе должны быть открыты дороги к государственному заказу, и не только в рамках 44-го ФЗ. Мы должны 44-й ФЗ распространить на всякие ФГУПы и МУПы, которые сегодня из-под него выведены и пытаются как бы работать по старым каким-то схемам.

Я считаю, что мы не должны стесняться, поддерживая наши компании в экспансии на зарубежные рынки. Мы можем говорить о справедливой конкуренции и бороться за нее внутри страны, но когда мы говорим об экспорте, все ресурсы государства, ресурсы торгпредств, денежные ресурсы, ресурсы институтов развития направлены должны быть на то, чтобы наши компании занимали как можно большую долю на международных рынках. Тогда так просто нас вычеркнуть, обложить санкциями нас не получится, это будет гораздо более сложно и гораздо более чувствительно, и здесь мы должны серьезно подумать над инструментами поддержки.

Наконец, последнее. Мы много говорим о разного рода вытягивающих, выравнивающих и иных проектах. Все это тактика. Если мы посмотрим хотя бы на 20 лет вперед, мы поймем, что вопросы экономического лидерства – это в первую очередь вопросы технологического лидерства, а технологическое лидерство через 20 лет – это те люди, которые сегодня учатся в школах, и мы поймем, что говоря об экономике, мы должны говорить о кружках, о секциях, мы должны говорить о детях, мы должны говорить об образовании. Образование не является отдельным от экономики вопросом. Это такой же фактор нашего роста, нашего развития.

Спасибо большое, доклад окончен.


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 3981 публикация. Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, заявку
Поделиться:
Ваше мнение
Как пандемия коронавируса сейчас реально отражается на бизнесе или виде экономической деятельности которые вы ведете или которых касаетесь?
 Существенно негативно
 Скорее негативно
 Пока никак
 Скорее позитивно
 Существенно позитивно
Предложите опрос