Две платные автодороги общей протяженностью около 80 км могут появиться в Кемеровской области в ближайшие годы. Дорожники региона предполагают собирать за их использование до 450 млн руб. в год и направлять эти средства на погашение кредитов, взятых на строительство новых и содержание существующих магистралей. В других сибирских регионах пока подобные проекты не рассматривают, считая их убыточными.
В среду на слушаниях в кемеровском областном совете заместитель председателя комитета по вопросам предпринимательской деятельности и промышленности, директор областной «Дирекции автомобильных дорог Кузбасса» Олег Шурыгин сообщил о возможном введении платы за проезд по двум пока еще строящимся дорогам. Одну из них, протяженностью 16 км между поселками Чугунаш и Шерегеш, дирекция планирует ввести в строй в следующем году. Она позволит туристам, приезжающим на гору Зеленая, добираться до горнолыжного курорта напрямую к трассам сектора Е (сейчас им приходится ехать через Таштагол и поселок Шерегеш). По данным господина Шурыгина, стоимость ее строительства, для которого используются целевые кредиты, составляет 825 млн руб.
Другая дорога в 65 км призвана соединить новым путем Кемерово и Ленинск-Кузнецкий. Действующая трасса между этими городами длиннее на 13 км, проходит по населенным пунктам и давно перегружена — ежедневно по ней проходит до 27 тыс. автомобилей. В 2006 году был построен первый участок этой дороги в 5,5 км на выезде из Кемерова, в настоящее время идет строительство участка до поселка Панфилово протяженностью 24,5 км. Стоимость только ныне строящегося участка руководитель «Дирекции автомобильных дорог Кузбасса» оценил в 3,5 млрд руб., заметив, что источники финансирования пока не видны. На этот год выделено всего 160 млн руб.
На очередной 21-й сессии кузбасского парламента внесены изменения в Закон Кемеровской области «О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности».
Законопроект разработан комитетом по вопросам промышленной политики и предпринимательской деятельности Совета народных депутатов Кемеровской области совместно с экспертно-правовым управлением Совета народных депутатов Кемеровской области в целях усовершенствования нормативно-правовой базы Кемеровской области.
Документ разработан на основании Федерального закона от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым, платными могут быть не только автомобильные дороги общего пользования, но и их участки.
Внесенные изменения позволят Совету народных депутатов Кемеровской области и Коллегии Администрации Кемеровской области применять правовое регулирование в отношении платных участков автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Так, полномочия коллегии АКО дополнены полномочиями по принятию решений об использовании участков автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на платной основе, расчету платы за проезд по таким участкам автодорог. Полномочия Совета народных депутатов Кемеровской области дополняются полномочиями по принятию решений о предоставлении льгот по проезду по платным участкам автодорог, как в отношении категорий пользователей, так и категорий автотранспортных средств.
"Из строящихся в Кузбассе дорог первыми платными могут стать участки новых трасс: Кемерово - Ленинск-Кузнецкий, а также Чугунаш - Шерегеш в Горной Шории, где большой поток небедных туристов получит альтернативу для сокращения пути", - сказал Н.Шатилов, подчеркнув, что у автолюбителей всегда будет выбор - заплатить за проезд по современной скоростной трассе либо воспользоваться альтернативным путем.
По словам председателя Совета народных депутатов Николая Шатилова: «Автомобилисты получат альтернативу выбора: проехать по новой качественной, скоростной трассе, сократить время пути и сэкономить на бензине либо воспользоваться проездом по бесплатной дороге. При этом плата за проезд по новым дорогам должна быть сопоставима с затратами на бензин при передвижении по бесплатным трассам», — подчеркнул спикер кузбасского парламента.
Спикер областного совета Николай Шатилов подчеркнул, что проекты удовлетворяют требованиям законодательства о необходимости наличия бесплатной альтернативы. Кроме того, по оценке Олега Шурыгина, даже с оплатой автомобилисты смогут экономить на времени проезда и топливе. Как пояснил главный инженер «Дирекции автомобильных дорог Кузбасса» Алексей Белокобыльский, трасса Кемерово — Ленинск-Кузнецкий сразу строится в режиме скоростной дороги в четыре полосы с разделением между встречными полосами металлическим барьером, что должно гарантировать безопасное движение на скорости до 120 км/час. В этом случае проезд будет занимать около получаса вместо нынешних одного часа 20 минут.
В соседних регионах не торопятся с созданием платных дорог. Пресс-секретарь ФГУ «Сибуправтодор» Галина Панюшина сообщила „Ъ“, что ей ничего неизвестно о подобных проектах. В декабре прошлого года красноярский губернатор Александр Хлопонин назвал идею строительства платных дорог утопией. «Не существует ни одного инвестора, готового вкладывать собственные ресурсы на 25-30 лет, а чтобы это еще и окупалось быстрее, то стоимость платного проезда должна быть безумной», — заявил он. В апреле 2009 года в Новосибирской области был принят закон о дорожной деятельности, который предусматривает возможность введения оплаты за проезд по трассам. Председатель комитета по транспорту, связи, информресурсам, промышленной политике и топливно-энергетическому комплексу областного совета Сергей Титков тогда пояснял, что «в регионе нет платных дорог, но мы оставили такую возможность, может быть завтра начнем строить». Но, как заявил вчера „Ъ“ руководитель департамента транспорта и дорожного хозяйства Николай Симонов, для Новосибирской области сегодня эта тема не актуальна. По его словам, «для введения платных дорог нет условий, таких как, например, бесплатная альтернативность дорог, обеспечение соответствующего потока транспорта». По данным департамента, для безубыточной работы платной дороги поток должен быть не меньше 20 тыс. автомобилей в сутки.
Шерегеш Кемеровской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.