14 января 2011 года закончены работы по восстановлению панелей из резонансной ели - главной составляющей акустики Зрительного зала Большого театра, сообщил официальный представитель генподрядчика директор Департамента по связям с общественностью Инвестиционной группы "Сумма Капитал" Михаил Сидоров.
"В ХХ веке из-за многочисленных переделок в Зрительном зале легендарная акустика во многом была утрачена, и ее восстановление стало одной из главных задач реставраторов. Наши мастера тесно сотрудничают с ведущими специалистами в этой сфере. Для участия в этом проекте мы привлекли лидера в области архитектурной акустики театральных и концертных залов - компанию "Мюллер ББМ", а исследования и акустические замеры проводились учеными ведущих российских научных институтов", - отметил М. Сидоров.
Представитель генерального подрядчикам подчеркнул, что за прошедшие сто пятьдесят лет большая часть акустических панелей пришла в негодность. При обследовании Зрительного зала в мае 2009 года была установлена утрата значительной части деталей из резонансной ели. Некоторые элементы акустически панелей были заменены в советское время на тонкую фанеру.
С момента открытия в 1856 году акустика Большого театра была напрямую связана с деревянными конструкциями и отделкой зала панелями из резонансной ели. По замыслу архитектора Альберта Кавоса, возводившего здание театра после пожара 1853 года, Зрительный зал был построен по принципу музыкального инструмента: деревянные полы, деревянные панели стен, деревянные перекрытия. Ради улучшения резонанса архитектор даже внес коррективы в инструкцию, согласно которой должны были проводиться все работы по созданию театров. Вместо того чтобы сделать, согласно этой инструкции, потолок из железа, Кавос выбрал дерево с целью избежать чрезмерного резонанса, свойственного металлу. Оригинальная конструкция плафона-деки выполненная из прямоугольных щитов, и облицовка деревом каменных стен способствовала значительному улучшению акустики Зрительного зала. Помещение стало напоминать громадный инструмент, выполненный по всем правилам музыкальной науки.
"Для отделки зрительного пространства была выбрана резонансная ель. Из такой древесины создются инструменты для музыкантов. По нежности и тембровой окраске звучания этому природному материалу пока не найдено ни одного дстойного заменителя, и вряд ли этобудет сделано в обрзимом будущем, - уточнил представитель генподрядчика.
Акустические панели образуют "эффект звучания помещения" за счет усиления тембровой окраски издаваемого со сцены звука с одновременным "эхопоглащением". Именно эти процессы благодаря особым физико-акустическимсвойствам резонансной древесины формируют необходимые условия для лучшего восприятия звучания певческих голосов и музчкальных инструментов без искажения в весьма широком диапазоне частот и амплитуд.
Для восстановления недостающих элементов использовалась древесины, идентичная той, которую выбирали для создания панелей в XIX веке. Сложность в отборе материала заключалась в том, что дерево с подобными свойствами формируется лишь в определенных условиях у некоторых генетически обусловленных деревьв. Запасы этого природного материаа сокращаются в лесах не только России, но и всего мира.
Реставратоам удалось создать новые акустические паели, полностью идентичные историческим. Эксперты высоко оценили свойства выбранного для реконструкии и реставрации материала, в том числе его способностью дать поддержку основным чистым тонам в диапазоне низких частот и обеспечить необхжоимаое богатство тембра музыкальных звучани.
"Сейчас делается все возможное, чтобы современные ценители музыки смогли насладиться посещением Большого театра. Именно поэтому работа реставраторов и акустиков тесно переплетена. В октябре этого года, когда двери театра откроются, зрители смогут оценить проделанную работу. Но уже сейчас видно, как меняется облик Зрительного зала, приобретая свои изначальные свойства и красоту", - подчеркнул М. Сидоров.
Пресс-служба Инвестиционной группы "Сумма Капитал"
(495) 771 60 60
Инвестиционная группа "Сумма капитал" - одна из крупнейших российских частных инвестиционных компаний, корпоративные итересыкоторой сосредоточены в области нефтяной логистики, добычи и трейдинга углеводов, строительства инфраструктурных, промышленных и уникальных гражданских и спортивных объектов, а также в телекоммуникационной и горнодобывающей отраслях.
основатель Инвестиционной группы "Сумма Капитал" Зиявудин Магомедов является попечителем Большого театра.